Пятница, 19.04.2024, 17:06Приветствую Вас Гость | RSS
Школа №16 г. Соликамска
Меню сайта
  • Визитная карточка
  • Фотоальбомы
  • Гостевая книга
  • Школьный музей
  • Универсальная
  • Методическая
  • КПМО
  • Выпускники
  • Школьная газета "Большая перемена"
  • Консультации специалистов
  • ГИА
  • ГИА (продолжение)
  • ГИА (продолжение)
  • Нормативно-правовые документы
  • профилактика правонарушений и преступлений
  • Категории каталога
    Разное [50]
    Выпускники [5]
    Школьный музей [12]

    Каталог статей


    Главная » Статьи » Разное

    Универсальная

    Работа школьного историко-этнографического музея

    Хотя школы относят к образовательным учреждениям, воспитанию учащихся в них уделяется не меньше внимания, чем процессу обучения. Действительно, насколько будет ценен для общества выпускник, прекрасно усвоивший знания по различным предметам школьного курса, но при этом абсолютно безынициативный, не имеющий гражданской позиции, безответственный? Гордиться тут не чем. В социуме такие люди не востребованы. Вот почему школа должна заниматься воспитательным процессом, искать различные формы и методы воспитания. У каждой школы и региона наработан в этом направлении определенный опыт, есть он и у нас. В комплексе учебно-воспитательного процесса в нашей школе активно используется деятельность школьного историко-этнографического музея.

    Как любой музей, мы занимаемся сбором, хранением, пропагандой. Но каждую их этих функций превращаем в форму воспитания. Например, сбор вещественного материала  позволяет развивать самодеятельность учащихся, действовать не по указке сверху или требованию, а по личной инициативе. Ведь каждый предмет, который в нем представлен, нашли и принесли дети, доставляя иногда за десятки километров. Поисковая работа, обработка и сохранение материала активизируют деятельность учащихся, развивают самостоятельность, повышают самооценку, побуждают любознательность, создают возможность найти единомышленников. Так формируется актив музея, который является застрельщиком многих дел.

    Организация пропагандистской работы также способствует воспитанию в учащихся многих качеств. Дети проявляют желание работать в музее, созданном своими руками. Они с удовольствием разрабатывают экскурсии, выступают перед учащимися. Некоторые ребята настолько глубоко погружаются в музейную работу, что начинают собственную исследовательскую деятельность. Ежегодно на школьных и городских научно практических конференциях учащиеся нашей школы выступают со своими работами по материалам музея и получают высокие оценки жюри. Их исследования востребованы в школе, их приглашают на классные часы и родительские собрания.

    На базе музея дети изучают народные традиции: учатся своими руками мастерить поделки, которые затем представляют на школьные и городские выставки, как, например, пасхальные яйца, или дарят родным и друзьям, организовывают конкурсы рисунков, стихов, проводят народные гуляния (Масленица), собираются на посиделки, на рождественские гадания, изучают историю своей семьи, края. Конечно, главное место в работе музея отводится экскурсионной и лекторской работе, военно-патриотическому воспитанию. Дети всегда с удовольствием посещают музей, не перестают удивляться увиденному. После таких экскурсий музей обретает новых друзей и помощников.

    Таким образом,  работа школьного музея помогает формировать у учащихся чувства любви и уважения к истории края, патриотизм, формирует гражданские качества: активность, ответственное отношение к делу, самостоятельность, инициативу. Музейная работа позволяет раскрыться творческому потенциалу учащихся. Именно эти направления учебно-воспитательного процесса отмечены управлением образования г. Соликамска  и в регионе в качестве приоритетных в нынешнем и последующих учебных годах.

    Баранец  Н. Г., учитель истории школы № 16.

     

     Функциональные возможности школьного музея.

    Сегодня в нескольких школах города существуют музеи. Направленность этих музеев и количество собранного материала различно. Одни музеи посвящены истории своей школы, другие специализируются на краеведческой работе. Подобная картина наблюдается и в других регионах Пермской области. Очевидно, что появление таких музеев продиктовано необходимостью. Попробуем проанализировать причины появления и роста количества школьных музеев. Думается, что первой причиной явилась необходимость усилить такое направление в воспитательно-образовательном процессе как краеведение. Ведь переходный период в истории нашей страны, начавшийся в 90-е годы прошлого столетия, как это всегда происходит, начал рушить чуть ли не до основания все прошлые ценности. Потерялась вера, чувство гражданственности. Историки, понимая,  какая это страшная угроза для национальной безопасности, для будущности страны, стали искать выход из кризиса в историческом образовании. Одним из выходов в воспитании чувства гражданства и стала краеведческая работа. Воспитывая любовь к родному краю, изучая его историю, учителя и ученики пытались собрать и сохранить предметы местного быта, фольклора, материальной культуры, предметы, связанные с историей школы или города.  Так зародилась основа будущих музеев. Второй причиной, которая побудила к такой деятельности, наверное, является тот факт, что в период перестройки каждую семью и каждую школу волновал экономический вопрос, коммерциализация культуры. Не только посещение дворца культуры, спортивной секции и  прочего для многих семей стали недоступны, но даже посещение краеведческого музея. Выложить за одну экскурсию в музей 40-50 рублей может себе позволить далеко не каждая семья. А ведь при серьезном подходе к изучению школьной программы одной-двумя экскурсиями за учебный год не обойтись. Школа также не в состоянии из собственных средств оплачивать посещение музея или приглашать к себе выездные выставки. В этой ситуации педагоги историки и пришли к необходимости создания собственных музеев.

    Музей при школе № 16 существует 6 лет. Он создавался при активном содействии учащихся школы, учителей и родителей. Сбор материала велся три года. В основном поступали предметы, связанные с бытом и  трудовой деятельностью соликамцев. Затем уже на основе собранного материала строилась экспозиция. В итоге музей получил историко-этнографическую направленность. Сегодня  наш музей представляет основную экспозицию  «Реконструкция внутреннего убранства жилища соликамского мещанина начала ХХ века», где представлены основные детали: макет русской печи, залавок – женский угол, красный угол, мужской угол. В реконструкции использованы как подлинные вещи (чугунки, туески, пестери, самовары, веселки, прялки, ткацкий станок и  т.д.), так и макеты. Собрана коллекция одежды, обуви, предметов быта и хозяйственной деятельности, есть небольшая коллекция археологического материала, монет и бумажных денежных знаков. Также собраны предметы, связанные с историей школы, Великой Отечественной войной. Сейчас мы работаем над созданием экспозиции, посвященной быту середины ХХ века.

    Какова функциональная деятельность музея?

    Задачами любого музея является сбор, сохранение и представление собранного материала. Функции школьного музея, как я полагаю, шире.

    Во-первых, весь собранный материал, главным образом используется в учебном процессе, поэтому школьный музей мы считаем продолжением кабинета истории. Археологический материал можно использовать уже на уроках истории в 5 классе, а затем в 6 – 11 классах при изучении трудовой деятельности первобытного человека (часть бивня мамонта, кремневый наконечник стрелы, обсидиан) и материальной и духовной культуры местного населения – предков коми-пермяков, русского населения, освоившего Прикамье. При изучении вопроса о развитии  ювелирного мастерства используем экспонаты для демонстрации техники зерни, скани и т.д. Есть возможность изучения технологии работы с берестой, деревом, глиной, производством холста, кожей. Экспозиция позволяет рассказывать о хозяйственной деятельности жителей нашего города, о том, как и во что одевались соликамцы в прошлые века, как организовывали свой быт.

     

    Второе направление в работе музея – пропагандистское. Разработан ряд экскурсий, которые предложены классным руководителям. Это такие темы, как «Русский самовар», «Северный костюм», «Прикладное производство в Соликамске», «Соликамск фронту», «По следам археологов Прикамья», «История нашей школы» и т.д.

     

    Третье направление представляет научно-исследовательскую деятельность, связанную с изучением и систематизацией собранного материала, на основе которого ребята пишут интересные работы, не раз занимавшие призовые места на городских и областных научно-практических конференциях.

     

    Четвертое направление мы тоже считаем важным – это изучение и сохранение народных традиций. Ежегодно на базе или при содействии  школьного музея организуются рождественские гадания, проводится масленица, организуются выставки пасхальных яиц.

     

    Пятое направление – это проведение мастер-классов для учащихся школы. Направления мастер-классов: технология работы с берестой, русская народная игрушка, технология росписи пасхальных яиц, учимся писать пером, изготовление Масленицы.

     

    Одно из главных направлений в работе – проведение экскурсий. В течение учебного года музей охватывает экскурсионной, лекторской, урочной работой около 600 человек. Согласитесь, что для маленького музея, который занимает всего 15 квадратных метров школьных площадей, это не мало. Бывают в нашем музее и гости. Это дети из нашего дома-интерната, дети из детского сада № 47, члены совета ветеранов микрорайона, учащиеся из других школ области, родители, гости школы. В последнее время активно используется такая форма экскурсий, как «Музей в портфеле».

     

    Кроме того, члены Совета музея и активисты обучаются ведению музейной работы: обрабатывают поступающий материал, учатся вести Инвентарную книгу, заполнять карточки, делать маркировку.

    На основе школьного музея разработан проект «Летний профильный лагерь. Группа «Музееведение», где дети не только знакомятся с основами музейного дела, но и активно изучают родной город, совершая экскурсии к историческим и культурным памятникам города.

     

    В целом можно сделать вывод, что существование подобных музеев не только оправдывает себя, но, наверное, даже необходимо. Ведь краеведческая работа – это одна из форм гражданского воспитания учащихся, признанного сегодня одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса в общем среднем образовании.

      Баранец  Н. Г., учитель истории школы № 16, директор музея


    Категория: Разное | Добавил: moy16 (24.08.2008)
    Просмотров: 1491 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/5 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа
    Поиск
    Друзья сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0