Четверг, 02.05.2024, 14:06Приветствую Вас Гость | RSS
Школа №16 г. Соликамска
Меню сайта
  • Визитная карточка
  • Фотоальбомы
  • Гостевая книга
  • Школьный музей
  • Универсальная
  • Методическая
  • КПМО
  • Выпускники
  • Школьная газета "Большая перемена"
  • Консультации специалистов
  • ГИА
  • ГИА (продолжение)
  • ГИА (продолжение)
  • Нормативно-правовые документы
  • профилактика правонарушений и преступлений
  • Категории каталога
    Разное [50]
    Выпускники [5]
    Школьный музей [12]

    Каталог статей


    Главная » Статьи » Разное

    Основная образовательная программа НОО
    Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) актуальна, так как УУД являются ценностными ориентирами содержания образования на ступени начального общего образования. Овладевая универсальными учебными действиями, учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Цель программы: формировать универсальные учебные действия как систему действий учащегося, обеспечивающих культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений в рамках образовательной программы «Школа России». В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Представим названные блоки УУД более подробно. Значение универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального образования Личностные универсальные учебные действия
    обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
    Регулятивные действия
    обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
    Познавательные универсальные действия
    включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. 1. Общеучебные универсальные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - знаково-символические моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; - определение основной и второстепенной информации; - свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; - понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Универсальные логические действия: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
    Коммуникативные действия
    обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
    Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – их уровень развития, соответствующий нормативной стадии и «высокой норме» развития, и свойства. Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают: - соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; - соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям. Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития. Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность (Гальперин П.Я., 2002). Родители и школа совместно играют роль организаторов комфортной атмосферы в группе, способствуют сплочению группы и плодотворному обсуждению в процессе овладения ребенком УУД (Приложение 2). Ожидаемыми результатами данной программы являются сформированные универсальные учебные действия, соответствующие данной ступени образования. Для диагностики сформированности УУД можно использовать различные методики (Приложение 3). Каждый учебный предмет раскрывает определённые возможности, создает зону ближайшего развития для формирования УУД. Последовательность, способы формирования и проверки универсальных учебных действий отражаются в различных учебных заданиях, используемых учителем на уроке. Так, например, на уроке литературного чтения различные виды УУД могут формироваться при выполнении следующих заданий и форм работы: Задания и формы работыВиды универсальных учебных действий
    Личностные универсальные учебные действия
    Вопросы типа «О чем заставило тебя задуматься это произведение?»Позволяют ребенку выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей
    Вопросы типа «Какой герой вызывает у тебя симпатию? Почему?», «Как ты оцениваешь поступок героя?»Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках
    Познавательные универсальные учебные действия
    Задание на информационный поиск: «Узнай, как выглядят собаки породы колли (шарпей). Для этого ты можешь…»Позволяют ребенку выделить учебную цепь, определить действия, оценить их эффективность и результативность
    Задания и формы работыВиды универсальных учебных действий
    - найти изображения в справочнике; - поискать ответ вместе со взрослыми в Интернете; - понаблюдать за собаками на улицеПозволяет ориентироваться обучающемуся в справочной литературе, в сети Интернет, в окружающей действительности
    Библиографические уроки. Задание типа «Подготовь выставку книг по теме: классификация книг по темам, жанрам, авторам и т.д.» Сопоставительный анализ текстов на уроке (например, сравнение произведений разных жанров с целью выявления жанрообразующих признаков - рассказ и басня)Учат анализу, синтезу, классификации, сравнению, установлению причинно-следственных связей
    Задание типа «О каких породах собак хотел бы рассказать ты? Составь книжку-малышку. Подбери иллюстрации к ней».Дают возможность формулировать проблему, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера
    Коммуникативные универсальные учебные действия
    Коллективная проектная деятельность «Презентация мультфильма о дружбе» «Хочешь принять участие в конкурсе на лучшую презентацию? 1. Собери команду своих друзей. 2. Выберите мультфильм о дружбе, который вы хотели бы представить. 3. Посмотрите мультфильм. Придумайте, как лучше представить ваш мультфильм».Дают возможность учитывать позицию собеседника, уважать иную точку зрения, развивать умение обосновывать и доказывать и собственное мнение.
    Вопросы типа «Как нужно сформулировать вопрос, чтобы узнать, какие памятники собакам существуют? Как ты спросишь у родителей, у библиотекаря, как сформируешь запрос в Интернете?»Учат эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться
    Регулятивные универсальные учебные действия
    Задание типа «Напиши сочинение на заданную тему и отредактируй его»Обеспечивают возможность самостоятельно учиться: ставить цель деятельности, планировать и прогнозировать результат, контролировать процесс достижения результата, корректировать свои действия и оценивать их успешность
    Ожидаемые результаты: сформированные универсальные учебные действия, способствующие самостоятельному усвоению новых знаний, умению применять их в учебной, внеучебной и внешкольной деятельности, а также использовать в повседневной жизни, индивидуальной творческой деятельности.
    Категория: Разное | Добавил: moy16 (20.04.2012)
    Просмотров: 408 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа
    Поиск
    Друзья сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0